12 шедевров барокко, которые нужно знать (+12 ФОТО)

Чем знаменита эпоха барокко в искусстве. Яркие представители эпохи 1600-1700 гг. и мировые шедевры живописи в стиле барокко, которые стоит запомнить.

В самом конце эпохи Возрождения в Венеции Тициан с его свободной манерой и чувством цвета положил начало новому направлению в живописи — барокко. Начинание Тициана сразу подхватил Тинторетто, о чем свидетельствуют его грандиозные композиции в церквях. Следующим был Эль Греко, которому также присущи черты барокко (точнее, маньеризма) — яркие цвета и эффекты, связанные с размерами. Но это были лишь предпосылки.

Барокко в его классическом понимании развилось в Риме, а затем по всей Италии, Испании, Германии, Австрии и Нидерландах.

Свое название стиль получил, благодаря движению и эмоциональной наполненности. Художники эпохи барокко развили возникший в период Возрождения натуралистический подход и научились создавать иллюзию реальности. Объемные, убедительные человеческие фигуры, будто выходили на сцену, где непременно разыгрывалась драма. В работах эпохи барокко обязаны быть резкие контрасты между светом и тенью, чтобы усилить драматический эффект. Если будет насыщенная палитра и выразительные жесты, это еще лучше!

Яркими представителями разгара эпохи были римский архитектор Бернини, фламандские художники Рубенс и Ван Дейк, а также испанец Веласкес. Эпоха барокко в живописи растянулась на сотню лет, приблизительно с 1600 по 1700 гг.

В рейтинге представлено 10 шедевров в стиле барокко, которые находятся не только в разных странах, но даже в разных частях света. Чтобы увидеть их воочию придется побывать в Лувре, Метрополитен-музее, Королевской галерее Маурицхёйс, Уффици и т. д. Одна из картин попала в коллекцию Лихтенштейнов, а местонахождение другого из полотен нам так и не удалось установить.

Топ-12 шедевров барокко

1. «Мужчина в платье с синими рукавами», Тициан

Лондонская национальная галерея (около 1510 г.)

Шедевры барокко: «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», Тициан
Шедевры барокко: «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», Тициан

Тициан был самым выдающимся венецианским живописцем XVI в. и одним из величайших художников итальянского Возрождения. В Венеции он получил лучшее для того времени художественное образование, его учителем был Джованни Беллини.

Эта ранняя работа великого Тициана считается портретом итальянского поэта Ариосто, но окончательно изображение так и не было идентифицировано. Картина стала образцом для написания Рембрантом его собственного «Автопортрета в возрасте 34 лет». Обратите внимание, как прорисованы рукава платья!

2. «Свадьба в Кане», Паоло Веронезе

Дворец-музей Лувр в Париже (1563 г.)

Картина «Брак в Кане», Паоло Веронезе
Картина «Брак в Кане», Паоло Веронезе

Во второй половине XVI в. в Венеции, помимо Тициана, было еще два крупных художника — это Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе. Второй родился в Вероне, материковом владении Венецианской Республики, занимался в основном декоративной живописью. Его пышный стиль очень импонировал знатным семействам. Он также писал библейские сцены, неуместно используя в качестве фона виды Венеции. Но заказчики были в восторге!

Веронезе привлекало драматическое изображение, он щедро использовал насыщенные оттенки и цвета. Идея «Свадьбы в Кане» (Галилея) такова: на празднике, при большом стечении народа, Христос впервые совершил чудо. В одном из фрагментов, среди группы музыкантов, можно увидеть, что Веронезе изобразил себя и своих друзей: Тициан (в красном) держит контрабас, а сам автор (в белом) играет на виоле.

3. «Мадонна с длинной шеей», Франческо Пармиджанино

Галерея Уффици во Флоренции (1534 г.)

«Мадонна с длинной шеей», Франческо Пармиджанино
«Мадонна с длинной шеей», Франческо Пармиджанино

Одно из ответвлений барокко — маньеризм. Это стиль, который можно опознать по преувеличенной экспрессии, склонности к гротеску и стремлении выразить «внутреннюю идею». По крайней мере, именно так вам опишут маньеризм искусствоведы. Одним из ярких представителей данного направления был Франческо Пармиджанино из Пармы. Суть его творчества в том, что он искал собственный идеал женской красоты, но в то время его чересчур удлиненные формы (стан, ноги, в данной картине — шея) нравились далеко не всем.

Но в целом «Мадонна с длинной шеей», странная композиция с искаженными пропорциями шеи и плеч, вполне себе воплощала представление о канонах красоты того времени. Есть версия, что художник одним из первых пытался показать, что не только гармония, но и искажение может быть интересно и высокохудожественно.

4. «Туалет Венеры», Питер Пауль Рубенс

Лихтенштейнская картинная галерея (около 1613 г.)

Живопись в стиле барокко: «Туалет Венеры», Питер Пауль Рубенс
Живопись в стиле барокко: «Туалет Венеры», Питер Пауль Рубенс

На картине изображена завороженная своим отражением Венера, богиня любви. Ее образ в западном искусстве считался эталоном женской красоты и был распространенным персонажем в эпохи Возрождения в Италии и барокко во всей Европе. Есть другая версия, будто Венера Рубенса смотрит не на собственное отражение в зеркале, а на то, какой эффект ее красота оказывает на зрителя. Но нам интереснее, конечно, другое: это легендарные «формы» мастера. Эх, хорошие были времена!

На обложке статьи красуется еще один шедевр барокко кисти Пауля Рубенса — «Похищение дочерей Левкиппа». По легенде девушки Феба и Гилаира были похищены молодыми и горячими Кастором и Поллуксом. Но Рубенс романтизировал момент нарушения УК злодейства, благодаря теплым оттенкам и всеобщему одухотворению.

Чтобы увидеть первую картину, придется ехать в Лихтенштейн — «Туалет Венеры» находится в герцогской коллекции. Второе полотно почти соседствует с первым: насладиться им можно в Старой Пинакотеке Мюнхена.

5. «Автопортрет в стиле станковой живописи», Софонисба Ангвиссола

Друзья, если вам попадалась информация о местонахождении этого автопортрета 1556 г., напишите, пожалуйста, в комментариях.

«Автопортрет в стиле станковой живописи», Софонисба Ангвиссола
«Автопортрет», Софонисба Ангвиссола

В эпоху барокко ожидаемо приобретает популярность портретный жанр. В таких странах, как Англия и Нидерланды, правители с удовольствием заказывали свои изображения в качестве утверждения власти. Их примеру следовали знатные господа. Фламандские живописцы Рубенс и Антонис Ван Дейк активно писали портреты всех желающих богатых и влиятельных персон. Примерно в этот период на небосклоне взошла звезда удивительного автора: художницы Софонисбы Ангвиссолы. Да-да, вы не ослышались — это была девушка, что само по себе было чудом в середине XVI века.

Софонисба Ангвиссола родилась в Ломбардии, в Италии, но, благодаря таланту и видимо помощи судьбы, была назначена придворным художником короля Филиппа II. При чем тут судьба, спросите вы, если есть дарование и упорство. Ни при чем, конечно, если бы речь шла о мужчине. Но сделать такую карьеру женщине в XVI-XVII вв., невзирая на сопротивление общества (которое само по себе состояло из мужчин), было почти невозможно. Трудно было даже профессионально обучаться искусству живописи — мало кто поддержал бы такую инициативу.

Но Софонисбе удалось многое: она стала выдающимся мастером портретов и автопортретов. Несмотря на ограничения, встречавшиеся на пути, она сумела развить глубочайший стиль портретной живописи. Часто на ее картинах чисто женские объекты представлены на фоне таких «мужских» занятий, как шахматы и живопись.

6. «Старая кухарка», Диего Веласкес

Национальная галерея Эдинбурга (1618 г.)

Шедевры барокко: «Старая кухарка», Диего Веласкес
Шедевры барокко: «Старая кухарка», Диего Веласкес

Диего Веласкес родился в Севилье. Уже в 24 года он был назначен придворным художником короля Испании Филиппа IV (тот был таким же ярым поклонником живописи, как и его предшественники Филипп II и Филипп III). Первые работы Веласкеса были выполнены в жанре бодегонес (с переводе с исп. — «трактир»). Если проще, то это натюрморт в кухонном интерьере. Известным примером стиля как раз и является «Старая кухарка» (иногда картину называют «Кухарка с яичницей»).

Картина может многое рассказать об изображенных на ней людях, а также является свидетельством умения автора воспроизводить на холсте самые обыденные предметы. Контраст между материалами и текстурами, игра тени и света, придают произведению невероятный реализм!

7. «Женщина с кувшином воды», Ян Вермеер

Метрополитен-музей в Нью-Йорке (около 1662 г.)

Картина «Женщина с кувшином воды», Ян Вермеер
Картина «Женщина с кувшином воды», Ян Вермеер

Голландия стала родиной целого ряда художников, специализировавшихся в том или ином жанре, но в создании бытовых сцен в интерьере не было никого лучше Яна Вермеера! Творчество этого художника приходится на Золотой век голландской живописи, Вермеер считается одним из величайших мастеров Северной Европы, уступая разве что Рембрандту. Невероятно, на несколько веков его имя оказалось в забвении и было заново открыто французским критиком только в XIX веке. Родился Вермеер в Делфте, прожил там всю жизнь, лишь однажды покинув родной город. Да и то в пределах Нидерландов — ездил в Гаагу.

Примерно на половине его картин изображена одинокая фигура женщины, занятой повседневной домашней работой. Интерьер «Женщины с кувшином воды» замечателен умиротворенностью и мягкими градациями дневного света, падающего через окно на предметы на столе и на саму женщину, в особенности на ее головной убор.

8. Натюрморт «Айва, капуста, дыня и огурец» Хуана Санчеса Котана

Художественный музей в Сан-Диего (1602 г.)

Натюрморт «Айва, капуста, дыня и огурец» Хуана Санчеса Котана
Стиль барокко: натюрморт «Айва, капуста, дыня и огурец»

К середине XVI века в Голландии возник необычный жанр — натюрморт. С утратой влияния церкви детальный реализм натюрморта пришелся по вкусу представителям зарождающегося среднего класса (он постепенно становился главным покровителем искусства в Нидерландах). По традиции, на пустом пространстве картины изображался стол со сверкающими бокалами, золочеными блюдами и остатками пиршества.

Но автор «Айвы, капусты, дыни и огурца» был родом с юга Европы — из Испании, где также появлялись блестящие образцы натюрмортной живописи. Хуан Санчес Котан, будучи монахом и одновременно другом Эль Греко, тоже пробовал себя в новом жанре. Фрукты и овощи в его шедевре расположены очень странным образом, некоторые даже подвешены на нитях. Как бы там ни было, это один из пяти натюрмортов Котанах, приобретенных у художника королем Филиппом III.

9. «Урок анатомии доктора Тульпа», Рембрандт

Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге (1632 г.)

«Урок анатомии доктора Тульпа», Рембрант
Картины эпохи барокко: «Урок анатомии доктора Тульпа»

В то время как во Фландрии творил Рубенс, на протестантском Севере, в Амстердаме, жил и работал крупнейший голландский художник Рембрандт (Харменс ван Рейн). Церкви здесь были лишены католической атрибутики, а потому в живописи пышным цветом развивался натурализм — интерес к обыденным, бытовым вещам. Рембрандт родился в Лейдене, но быстро пришел к мысли, что успеха сможет добиться только в столице Нидерландов. Интуиция его не подвела: едва он перебрался в крупный город, на него посыпались заказы.

Первый парадный портрет, написанный в 1631 г. («Портрет Николаса Рутса»), превратил его в главного портретиста в городе. Сразу же за ним последовал «Урок анатомии доктора Тульпа». Суть одной из самых известных картин Рембрандта такова: доктор Тульп из амстердамской Гильдии хирургов объясняет собравшимся врачам устройство мускулатуры руки человека. Для этой цели препарировали конечность трупа.

Эта тщательно спланированная и продуманная композиция была первой из цикла групповых портретов, которые Рембрандт взялся писать для зала Гильдии хирургов.

10. «Портрет Карла I на охоте», Антонис Ван Дейк

Дворец-музей Лувр в Париже (около 1635 г.)

«Портрет Карла I на охоте», Антонис Ван Дейк
Фрагмент картины «Портрет Карла I на охоте»

Ван Дейк быстро понял, что в эпоху барокко (а это светская эпоха) портрет может послужить ключом к успеху. Став ближайшим помощником Рубенса, Ван Дейк много путешествовал по Италии, выполняя многочисленные заказы на портреты в Венеции и Риме. Поколесив по Европе, он возвратился сначала в Антверпен, а затем перебрался в Англию. Там Ван Дейк попал в поле зрения королевской особы.

Он уже стал придворным художником (!) английского короля Карла I, когда писал картину «Портрет Карла I на охоте». Монарх даже пожаловал художнику звание рыцаря в 1633 г. Ван Дейк написал несколько портретов короля, включая и этот, в охотничьем костюме. Специалисты полагают, что на полотне он изо всех сил льстит королю, придав ему величественную позу и изобразив в изысканном шелковом платье.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Ирина

    А Караваджо, а Жорж де Латур?

    Ответить
  2. Марина Сергеева

    Очень интересно, спасибо. Не хватает отдельно Уффици и Прадо.

    Ответить
  3. Андрей

    Неплохая подборка. Но не уверен, что все картины относятся к эпохе барокко.

    Ответить
    1. Prof Zvezdochkin

      Ну вы наверняка эксперт по эпохе барокко )

      Ответить
  4. Марина Сергеева

    И фотографии, и описания, все информативно.

    Мне оч понравилась подборка. Супер!

    Ответить