Шедевры Лувра, которые нужно знать (+12 ФОТО)

12 знаменитых картин Лувра, которые нельзя пропустить (с фото, описанием и датой). Шедевры Леонардо да Винчи, Франсиско Гойи, Эжена Делакруа и др.

Зная всего лишь десяток легендарных произведений Лувра, помимо Джоконды, Ники Самофракийской и Венеры Милосской, вы сможете блеснуть эрудицией в вопросах искусства хоть в составе туристической группы, хоть перед членами собственной семьи.

[ad-middle-2]

Топ-12 шедевров Лувра

1. «Христос у столба», Антонелло да Мессина

Приобретена в коллекцию Лувра (1475-1479)

«Христос у столба», Антонелло да Мессина
Шедевры Лувра: «Христос у столба»

Приобретение этой картины позволило Лувру добавить к значительному собранию итальянской живописи необычайно волнующую работу, которую относят к последнему периоду деятельности сицилийского художника. Антонелло Мессина был новатором и непререкаемым авторитетом для живописцев эпохи Возрождения. Малые размеры шедевра (29,8 x 21 см) не соответствуют монументальной внушительности образа увенчанного терновым венцом Христа, обратившего взор к небу. Иконография восходит к евангельскому тексту «Се, человек», когда после бичевания и увенчания головы Христа терновым венцом его демонстрируют толпе.

Зритель смотрит снизу на откинутое назад лицо со следами слез и каплей крови, тенью от веревки и опирающийся на раму картины выступающий узел. Все это создает ощущение объема и реального присутствия, что невероятно для XV века.

2. «Мадонна Победы», Андреа Мантенья

Приобретена в коллекцию Лувра (1496)

Какие картины нужно увидеть в Лувре: «Мадонна Победы»
«Мадонна Победы», Андреа Мантенья

Большую часть своей Андреа Мантенья из Падуи проработал, служа синьорам Мантуи, куда он переехал в 1461 г. Там он нашел идеальные условия для развития своей кристально чистой, черпавшей вдохновение из античности живописи. Причиной создания этой картины, которая находится в Лувре с 1798 г., была победа Франческо Гонзага (марких Мантуи и капитан антифранцузской лиги) в битве при Форново около Пармы. в результате алтарная картина была по обету подарена часовне Санта Мария Виттория. Голова покровителя города святого Андрея видна слева над одеянием Девы Марии. Трое святых ходатайствуют за маркиза.

Двоим из них — архангелу Михаилу с мечом и святому Георгию со сломанной пикой — было доверено поддерживать мантию Мадонны, под которой укрылся Франческо.

3. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Картина из коллекции Франциска I (1503-1506)

[ad-middle-2]

«Мона Лиза», или «Джоконда» — не только одна из самых знаменитых работ Леонардо, но и самое известное женское лицо в мире, которое будоражило фантазии ученых, писателей и поэтов всех времен. Определенного мнения, кем была эта молодая женщина, не существует до сих пор. По основной версии на этой бесценной картине Лувра изображена Лиза Герардини, супруга Франческо Джокондо. Даты определены «на глаз», основываясь на стиле художника того времени. По одной из версий муж модели якобы отказался заплатить за картину. Но специалисты склоняются к тому, что да Винчи сам не отдал работу, пока жил во Флоренции, так как не закончил ее.

Завершил он ее только в Риме, по заказу Джулиано Медичи, которому хотелось иметь хоть какую-нибудь работу мастера. Когда Джулиано умер, а Леонардо переехал во Францию, картину нашли в его бывшей мастерской, и ее выкупил Франциск I.


Знаменитые картины музея Орсе — 12 лучших
Шедевры живописи эпохи барокко — 12 лучших произведений
Шедевры импрессионизма — что нужно знать


4. «Прекрасная садовница», Рафаэль

Картина из коллекции Франциска I (1507)

Лучшие картины Лувра: «Прекрасная садовница», Рафаэль
«Прекрасная садовница» — гордость Лувра работы Рафаэля

Один из самых знаменитых шедевров Лувра получил название «Прекрасная садовница» благодаря цветущей красоте женской фигуры посреди луга. К тому же это одна из самых известных Мадонн Рафаэля, написанных в его первый флорентийский период (1504-1508), когда начинающий художник из Урбино во всю старался отойти от манеры своего учителя Перуджино и найти собственный стиль. Вдохновляли его работы Леонардо да Винчи, Микеланджело и Фра Бартоломео. В частности в этой картине заметно влияние Леонардо (это заметно в легком сфумато цветного построения).

Но уже отчетливо прослеживается и стиль самого Рафаэля — спокойное очарование и безмятежность, которые впоследствии станут «фирменными».

Главный вклад художника в эпоху итальянского Возрождения — это естественность, душевность и невероятная гармония. Эта картина, подписанная и датированная самим Рафаэлем, стала одним из образцов для художников вплоть до XIX века.

5. «Сельский концерт», Тициан

Картина из коллекции Людовика XIV (1510)

«Сельский концерт» Тициана (Лувр, Париж)
«Сельский концерт» Тициана / Wikipedia

Вокруг этой картины долго шли споры, авторство приписывалось и Тициану, и Джорджоне. Большая часть специалистов склоняется к тому, что это все-таки работа Тициана — ученика Джорджоне. Больше всего поражает атмосфера всей сцены, ностальгическое напоминание об Аркадии и отсыл к венецианскому Возрождению. Кажется, что между персонажами нет диалога или обмена взглядами. Вся сценка будто предназначена для узкого круга посвященных и ценителей. От Джорджоне тут очарование пейзажа, слияние музыки, шелеста крон и травы воедино. Но зато от Тициана уверенное владение перспективой, бархат и шелк на контрасте с обнаженной натурой. Сам же «концерт» — это скорее «дуэт», лютня и флейта.

[ad-middle-2]

6. «Меняла с женой», Квинтен Массейс

Приобретена в коллекцию Лувра (1514)

Картины Лувра: «Меняла с женой», Квинтен Массейс
«Меняла с женой» — образец светской живописи

Эта работа датирована художником, и 1514 г. — это начало целой вехи в истории светской живописи. В основе огромного количества повторений этого сюжета лежит утерянный прототип Яна Ван Эйка. На картине Квинтена Массейса изображена супружеская пара, занятая делами. Однако глубокий нравственный смысл нетрудно прочесть. Муж внимательно смотрит на весы. Женщина, положив руку на молитвенник, с трепетом человека, осознающего, что в торговле нет ничего божественного, смотрит на мужа. Хитрость торговца сопоставляется с покорностью вере.

Контраст между духовным и материальным подчеркивается мелкими деталями: в выпуклом зеркале на столе (мотив Ван Эйка) отражается сидящий у оконной рамы в форме креста человек. Специалисты утверждают, что это намек на религию. При этом два персонажа в дверях праздно болтают, «оскверняя» божественную атмосферу.

7. «Брак в Кане», Паоло Веронезе

Приобретена в коллекцию Лувра (1562-1564)

Картина «Брак в Кане», Паоло Веронезе
Знаменитые картины Лувра: «Брак в Кане»

Сверкающее полотно, предназначенное для трапезной бенедиктинского монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции, — плод сценографического воображения Паоло Веронезе, создателя декоративной живописи. Один из самых известных шедевров Лувра был отреставрирован в начале XXI века, но из-за гигантских размеров (660 x 990 см) делали это прямо на месте, не вынося картину из зала музея. Как и в других композициях, Веронезе преобразовал религиозную сцену в светский праздник, в котором принимают участие огромное количество жителей Венеции XVI века.

Слуги, шуты, животные, ценная утварь, вышитые камчатные скатерти — все это заключено в светлые и открытые архитектурные формы на фоне венецианских зданий. Большая часть из них это постройки Андреа Палладио в классическом стиле.

8. «Святой Людовик Французский и его паж», Эль Греко

Подарена Лувру меценатом (1586-1596)

Шедевры Лувра: «Святой Людовик Французский и его паж»
«Святой Людовик Французский и его паж» / Wikipedia

Картину относят к наиболее зрелому периоду творчества художника (по происхождению грека), когда живописное и стилистическое мастерство, приобретенное им в Италии, слилось в его живописи с формальными, позднеготическими приемами, с которыми он познакомился в Толедо. К этому моменту Эль Греко достиг того уровня в своем творчестве, который определяется как «антинатуралистическая» концепция. Если человеческим языком, то «сверхъестественная», когда в жанре портрета образу придается глубочайшее духовное значение. Естественное такого результата ни за что не достичь, если соблюдать законы геометрии и пропорции.

Но когда дело касается королей нарушение законов живописи и перспективы оправдано: на огромное плечо и вытянутую руку Эль Греко перенес центр тяжести всей фигуры. Правитель могуч, а паж на его фоне невесом и почти бесплотен. Легко догадаться, какое впечатление Людовик производит на зрителя.

9. «Прибытие Марии Медичи в Марсель», Питер Пауэл Рубенс

Картина из коллекции Людовика XIV (1622-1625)

Шедевры Лувра: «Прибытие Марии Медичи в Марсель»
В числе картин Лувра работа Питера Пауэля Рубенса

Это одна из цикла картин на историко-аллегорические сюжеты из жизни Марии Медичи (всего их двадцать одна), заказанных королевой Франции для Люксембургского дворца. В годы правления Наполеона полотна были вывезены из дворца, так как туда переезжал Сенат, и помещены сразу в Лувре, где для них с 1900 г. оборудован целый зал. Изображая прибытие молодой королевы, Рубенс четко разделил полотно на две зоны. Верх, смещенный в глубину, заполнен декоративными деталями, на нем выделяется группа придворных дам и подданных, чьи размеренные жесты делают статичной эту часть композиции. Внизу, на переднем плане, — группа морских божеств. Это свойственное Рубенсу пиршество сочных форм, охваченных единым порывом.

10. «Портрет доньи Риты де Барренечеа», Франсиско Гойя

Дар Карлоса де Бейстегуи (1793)

Картины Франсиско Гойи в Лувре (Париж, Франция)
В Лувре есть один из портретов Гойи / Музеи мира

Одна из немногих работ Гойи в собрании Лувра была написана уже после болезни художника, в следствии которой он потерял слух. Начиная с 1780 г. Франсиско Гойя становится модным портретистом в среде мадридских аристократов. Когда художник писал этот портрет, он использовал давно опробованные им приемы. Но тем очевиднее рука испанского мастера. Портретируемая стоит в строгом одеянии, единственный намек на роскошь — розовый бант в волосах. Манера исполнения — одна из самых элегантных в XVIII веке. Картина написана в период творческой зрелости художника и считается одной из лучших работ Гойи в спокойной стороне его живописи.

Другую сторону творчества — изображение нечеловеческих страданий, жестокости, несчастий и несправедливости мира — пока оставим за кадром.

11. «Плот «Медузы», Теодор Жерико

Приобретена в коллекцию Лувра (1819)

В 1816 г. 25-летний Теодор Жерико находился в Италии, где и произошла его встреча с античностью и великим искусство XVI века. По легендарному «Плоту «Медузы», появлению своего стиля, видно как повлияли на молодого художника лучшие работы Микеланджело и Караваджо (часть из них тоже можно увидеть в Лувре). Выставленная в салоне 1819 г. этот признанный шедевр Лувра вызвал немало возмущений из-за мрачного реализма. Жерико потрясло кораблекрушение фрегата «Медуза» и драма 149 человек. Они 12 дней боролись за жизнь вдали от конголезских берегов. На картине изображен кульминационный момент, когда 15 оставшихся в живых мореплавателей увидели вдали корабль, который мог спасти их.

Несмотря на сложность движений фигур, необыкновенное напряжение чувств и угловой ракурс тел, композиция получилось очень согласованной.


Знаменитые картины Уффици — 10 лучших
Чем знаменит собор Парижской богоматери — 10 неизвестных фактов
Экскурсия по Монмартру — топовые места


12. «Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа

Приобретена в коллекцию Лувра (1830)

Картина «Свобода, ведущая народ» знаменита тем, что была первым уходом от романтизма античности в политику и отражение суровой действительности. Сюжет ее отражает события 1830 г., которые привели к изгнанию Карла X и возникновению парламентской монархии Луи-Филиппа. Целью восстания парижан было восстановление республики, но результата в полной мере добиться не удалось. Делакруа участия в очередной революции в Париже не принимал. Но был либералом и примыкал к движению романтиков, поэтому не постеснялся изобразить на картине себя — мужская фигура в цилиндре с ружьем в руках.

У аллегории Свободы в руках трехцветное знамя, а за ней следует толпа вооруженных людей, которых можно разглядеть в клубах дыма. Высокая патетика и передний план, занятый изображениями погибших, создают эффект театральности. Реализм, с которым выписаны персонажи, отражают искреннюю и страстную натуру художника.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Polin

    Круто, скорей бы Лувр открыли!

    Ответить
  2. Alexanderl

    Почему все Лувр, орсе? Сделайте Третьяковскую галерею, Эрмитаж!

    Ответить
  3. Вероника

    Это разные картины! На обложке не Джоконда )))
    Но это картина Леонардо да Винчи. Если не ошибаюсь ее отдали в Лувр Абу-Даби. Это филиал музея, который открыли в ОАЭ, кто не в курсе :-))))))

    Ответить
  4. Илюша

    Сейчас картины Лувра можно смотреть онлайн. Но я все равно планирую попасть туда в ближайшее время.

    Ответить
    1. Вероника

      В ближайшее время? )))))))))))))
      Это следующей весной или еще позже?

      Ответить
      1. Елена Андреева автор

        Осенью ) Дайте хоть немного побыть оптимистами.

        Ответить
  5. Nik

    «Прекрасная Ферроньера» (фр. La belle ferronnière) — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

    Ответить
  6. Sveta Radchenko

    Я изучала картины Лувра уже после похода в музей. Так запоминается!

    Ответить
  7. Prof Zvezdochkin

    Мне кажется эта девушка на фото обложки — не Джоконда ?!

    Ответить
    1. Sveta Radchenko

      Это Мона Лиза! Такие вещи надо знать!

      Ответить