13 шедевров галереи Уффици, которые нужно знать (ФОТО)

2

Сделали подборку из 13 шедевров галереи Уффици во Флоренции, которые желательно изучить перед первым посещением. А в условиях карантина и самоизоляции — можно и вместо посещения. Часть из них вы наверняка знаете. Другие же, будем надеяться, — станут приятным открытием.

Кстати, красивое итальянское «уффици» в переводе означает «офисы». Изначально здание, где сегодня базируются флорентийские шедевры, было задумано как административное. Идея строительства принадлежит Козимо Медичи, имевшему намерение собрать все управленческие органы Флоренции в одном месте. Потребовалось новое удобное здание. Место было выбрано живописное (знали бы они, сколько будет стоить эта земля в наши дни!) — между площадью Синьории, которая во все времена была центром политической жизни, и набережной Арно.

Тут-то и базируются знаменитые картины галереи Уффици, в числе которых работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо и Рафаэля.

Онлайн-экскурсии

Новый формат знакомства с музеями мира — это онлайн-туры. На Трипстере появилась 2-часовая экскурсия «По Уффици с искусствоведом». В ближайшее время будет Лувр, музей Орсе, Эрмитаж и другие галереи Европы и России. А пока можно получить удовольствие от онлайн-знакомства с Саграда Фамилия в Барселоне.


Картины галереи Уффици: ТОП 13

1. «Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Около 1486 г., Уффици, Флоренция

Рождение Венеры, Сандро Боттичелли

«Рождение Венеры» — шедевр №1

Идею картины Боттичелли позаимствовал у поэта Анджело Полициано, вдохновенно описывавшего рождение богини. Считается, что прообразом Венеры — эталона женской привлекательности — стала Симонетта Веспуччи, первая красавица своего времени. В числе ее ухажеров были Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано Медичи (оба из богатейшей династии). По легенде, богиня красоты родилась из капель крови Урана — они упали в морскую воду и, соприкоснувшись с ней, превратились в воздушную пену. А уже из нее вышла обнаженная Венера. Благодаря попутному ветру, она на раковине добралась до Кипра и там впервые ступила на землю. Автор главного шедевра Уффици следует легенде, изображая красавицу в тот момент, когда она готовится сойти с раковины. На земле ее поджидает одна из граций. Раковина покачивается на волнах, подгоняемая ветерком и дыханием Зефира и его подруги Хлориды. Но Венера застыла в нерешительности перед тем как сделать шаг.

Эта картина предназначалась для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — заказчика полотна. Какое-то время «Рождение Венеры» украшало его виллу в Кастеллу, пока Лоренцо также отчаянно добивался расположения Симонетты Веспуччи.

2. «Благовещение», Леонардо да Винчи

1481-1481 гг., Уффици, Флоренция

 
Поначалу авторство этой картины приписывали флорентийскому мастеру раннего Ренессанса Доменико Гирландайо. Но позднее искусствоведы пришли к выводы, что работа принадлежит кисти самого Леонардо да Винчи. Более того, на сегодняшний день она считается самой ранней из его известных картин (он начал писать ее, когда ему исполнилось 20 лет). Сюжет полотна таков: дева Мария сидит у дверей монументального здания, а перед ангел в колено-преклоненной позе. Он только что опустился на землю и готовится произнести судьбоносные слова благой вести.

Леонардо мастерски обыгрывает вытянутый формат картины: горизонталь парапета уравновешена вертикалями стройных кипарисов. Ясность, покой и простор, отличающие эту композицию, отмечают начало эпохи Высокого Возрождения.

3. «Крещение Христа», совместная работа Леонардо да Винчи и Андреа дель Вероккьо

1470-1475 гг., Уффици, Флоренция

Крещение Христа, Леонардо да Винчи и Андреа дель Вероккьо

Работа Леонардо да Винчи и Андреа дель Вероккьо

В работе над картиной принимали участие несколько мастеров. Кисти Леонардо да Винчи принадлежит левый ангел и пейзаж на заднем фоне. Мастер принял решение изобразить своего ангела коленопреклоненным, с лицом, повернутым к главным персонажам священнодействия. И со взглядом, поднятым к верхней части композиции — там происходит таинство воссоединения Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. К зрителю ангел Леонардо обращен почти спиной. Но драматургия сюжета оправдывает такую постановку фигуры и позволяет воспринимать ее естественно. После завершения полотна такое положение фигуры станет визитной карточкой Да Винчи, а само «Крещение Христа» займет почетное место в числе шедевров.

4. «Весна», Сандро Боттичелли

1485-1487 г., Уффици, Флоренция

Картина Весна, Сандро Боттичелли

Еще одна работа Боттичелли — «Весна»

В 1470-х годах Боттичелли сближается с семейством Медичи и кругом флорентийских гуманистов. Новое окружение пробуждает у художника интерес к античным и аллегорическим сюжетам. Обращение Ботичелли к мифологии было новаторством: предыдущее поколение мастеров не создавало больших полотен, посвященных богам и героям древности. Боттичелли берет на себя смелость стать первопроходцем. И изобретает иконографию подобных сюжетов, взяв за образец древние античные скульптуры. На картине «Весна» изображено царство Венеры, как цветущий сад. Над головой богини ее постоянный спутник — Купидон. Слева три грации сплели руки в неспешном танце. Сад любви охраняет опоясанный мечом Меркурий. Справа богиня Флора рассыпает цветы, как символ молодости и весеннего обновления.

Огромное полотно, написанное для виллы Медичи в Кастелло в пригороде Флоренции, было центральной частью композиции, повествовавшей о божественной любви. Слева от «Весны» располагалась другая картина — «Паллада и кентавр».

Сегодня оба шедевра музея Уффици доступны широкой публике.

5. «Портрет Карло Медичи», Андреа Мантенья

1450-1466 г., Уффици, Флоренция

Портрет Карло Медичи, Андреа Мантенья

Карло Медичи — представитель богатейшего клана Флоренции

Главная особенность портретов Мантеньи в их реалистичности. В случае с этой картиной, также хранящейся в Уффици, художник выбрал темный, почти непроницаемый фон, чтобы акцентировать внимание зрителей на модели. С этой же целью он выбирает погрудную композицию. Ракурс выбран на редкость удачно: не в профиль, а разворот три четверти, художник при этом находится немного снизу. Все это добавляет образу достоинства и героических черт. Карло Медичи, сын легендарного Козимо Медичи, изображен как суровый и неприступный аскет. Образ человека с несгибаемой волей усиливается благодаря еще одному приему: Мантенья использует скупую цветовую гамму. В ней доминируют красные тона одежды Карло, а лицо с бронзовым загаром резко выделяется на изумрудном фоне.

6. «Мадонна с щегленком», Рафаэль

1506 г., Уффици, Флоренция

Мадонна с щегленком, Рафаэль

Один из шедевров Рафаэля в Уффици

Во время первого пребывания во Флоренции Рафаэль написал ряд картин с изображением Мадонны. Он видит Деву Марию цветущей женщиной с округлым ликом и правильными чертами лица. Работа «Мадонна с щегленком» была написана для друга Рафаэля, Лоренцо Нази, состоятельного флорентийца, сочетавшего занятие торговлей с увлечением живописью. Нази только что женился и сразу после знаменательного события заказал картину. Возможно, поэтому она наполнена радостью и лиризмом. Сюжет полотна, украшающего сегодня стены Уффици, прост. Мария поддерживает рукой маленького Иоанна Крестителя, который, играя, протягивает Младенцу Христу щегленка. Примечательный мотив — Христос, опирающийся ножкой на ногу матери, — Рафаэль заимствовал у изваяния Микеланджело «Мадонна Брюгге».

7. «Тондо Дони», Микеланджело Буонаротти

1504-1506 гг., Уффици, Флоренция

Святое семейство, Микеланджело (Уффици)

Картина Микеланджело «Тондо Дони»

Несмотря на то, что Микеланджело превозносил скульптуру, а живопись занимала в его творчестве второстепенное значение, в Уффици есть картины мастера, которые не стоит обходить вниманием. И номер один в этом списке — «Святое семейство» («Тондо Дони»). Это полотно Микеланджело исполнил для своего друга, зажиточного флорентийского купца Аньоло Дони. В итоге картина стала единственным станковым произведением в истории творчества художника. Причем, как утверждают историки, на выполнение заказа он мог согласиться не из-за денег, а в силу соперничества с Леонардо да Винчи. Тот как раз вернулся во Флоренцию и только-только представил на суд горожан новую картину «Св. Анна» (источник http://smallbay.ru).

Главное в картине Микеланджело не сюжет. Со свойственным только скульптору чувством формы и энергии движения он создает «живописный рельеф».

8. «Мадонна с длинной шеей», Пармиджанино

Около 1535 г., Уффици, Флоренция

Мадонна с длинной шеей, Пармиджанино

Необычная картина «Мадонна с длинной шеей»

Один из мировых шедевров Уффици — «Мадонна с длинной шеей» — подробно описан в статье «10 картин эпохи барокко». Пармиджанино считается одним из величайших живописцев своего времени (прозвище он получил по месту рождения — житель города Парма). Он увлекался алхимией, и в каждой из работ Пармиджанино на суд зрителю представляется некий вариант преображенной мистической реальности: серебристый колорит обволакивает непропорционально удлиненные формы утонченных фигур. Пармиджанино вносит свой вклад и в искусство маньеризма. Ему принадлежит так называемая техника «змеевидного контура», — в рисунке, драпировках тканей, жестах и позах персонажей преобладают волнообразные линии. Мадонна сидит в нарочито неестественной позе, будто вот-вот соскользнет с края кресла. Одной рукой поддерживает младенца, другую в неуверенном жесте подносит к груди.

Архитектурный фон остался недописанным. А фигура стоящего рядом святого необыкновенно мала в сравнении с монументальной Мадонной.

9. «Флора», Тициан

Около 1515 г., Уффици, Флоренция

Флора, Тициан (Уффици, Флоренция)

Главные шедевры Уффици: «Флора» Тициана

Фигура Тициана по значимости для итальянского Возрождения стоит в одном ряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Всю свою долгую жизнь художник не оставлял кисть — последним его произведением была картина для собственного надгробия. Слава Тициана простиралась далеко за пределы Италии: его приглашали ко французскому двору, для исполнения заказов папской курии, ко двору императора Священной Римской империи. И все же Тициан оставался верен Венеции: после выполнения той или иной работы он возвращался в дорогой сердцу «город на воде». Стены галереи украшает одна из ранних его работ — «Флора». Как и все картины того периода, она отличается гармонией и восхищением красотой.

Женский образ прекрасен, наполнен чувственностью, излучает красоту и радость молодости. На многих его полотнах мифические богини, лишенные героизации и отстраненности, превращаются в реальных женщин.

10. «Вакх», Караваджо

Около 1590 г., Уффици, Флоренция

Вакх, Караваджо (галерея Уффици)

Вакх — бог вина кисти Караваджо

С творчеством Караваджо в искусстве Италии открывается новый стиль «барокко». Художник родился на окраине Милана и в 1592 году приехал в Рим, где на тот момент это стилевое направление уже закрепилось в архитектуре. Произведения молодого Караваджо поражали выбором тем. В ранний период он пишет ряд жанровых портретов молодых людей, изображая их в различных эмоциональных состояниях. «Вакха» можно назвать заключительной работой в этом ряду. В картине присутствует доля эпатажа: поза юноши эротична, одной рукой он готовится развязать пояс, поддерживающий его одежды. В левой руке молодой Вакх держит бокал с вином, предлагая его зрителю. Его поза и жест изящны, но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть отталкивающе грязные ногти мальчишки.

11. «Портрет Лукреции Панчатики», Аньоло Бронзино

1540 г., Уффици, Флоренция

Портрет Лукреции Панчатики, Аньоло Бронзино

Шедевры галереи: портрет Лукреции Панчатики

Аньоло Бронзино был придворным художником Медичи. Его талант в полной мере раскрылся в портретном жанре. Он часто изображает портрет на абстрактном архитектурном фоне, в торжественной позе, уделяет много внимания мелким деталям одежды и любовно выписывает фактуру ткани. А еще использует приемы маньеризма, чтобы создать декоративные эффекты красивым сочетанием цветовых пятен. Лукреция Панчатики была супругой Бартоломео Панчатики, посла герцога Козимо ко французскому двору. Портрет был заказан перед отъездом супружеской четы во Францию, где Бартоломео примкнет к гугенотам. В современном музее Уффици каждый желающий может полюбоваться на статную красоту его жены — Лукреции, которой многое пришлось вынести за время брака с мятежным мужем.

12. «Голова медузы Горгоны», Караваджо

1598-1599 гг., Уффици, Флоренция

Голова медузы Горгоны, Караваджо

Картина круглой формы: «Голова Медузы»

Это одна из необычных картин коллекции Уффици. Такая же неоднозначная, как и личность автора — Караваджо. По словам современников он был крайне несдержан и обладал грубыми манерами, что и нашло отражение в сюжете «Головы Медузы». Отрубленную, истекающую кровью голову Горгоны художник поместил на круг щита. Приводящая в содрогание медуза, один взгляд на которую превращал человека в камень, сейчас и сама объята предсмертным ужасом. В этом вся суть Караваджо: он выбирал сюжеты, изображающие эмоции в момент наивысшего накала.

Что удивительно, наводящая ужас и ни на что не похожая круглая картина, была написана для Фердинанда I Медичи. Она «украшала» церемониальный щит тосканского герцога (источник https://artchive.ru)

13. «Автопортрет», Иван Айвазовский

1874 г., Уффици, Флоренция

Автопортрет, Иван Айвазовский (Уффици, Флоренция)

Автопортрет Айвазовского тоже хранится во Флоренции

Картинная галерея Уффици, начиная со второй половины XVIII столетия, стала собирать автопортреты знаменитых художников. В музее представлены самоизображения Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Ильи Репина, Марка Шагала и других русских мастеров. Прошедшая во Флоренции в 1874 году выставка мариниста Ивана Айвазовского имела грандиозный успех. Флорентийская Академия художеств предложила художнику написать свой портрет для одного из величайших музеев мира — Уффици.

Как добраться до Уффици

Галерея находится по адресу: Piazzale degli Uffizi, 6, 50122 Firenze FI. Ближайшая остановка общественного транспорта Galleria Degli Uffizi. Добраться до галереи можно на автобусе C1, проходящем через центр города.

Дворец расположен на небольшой площади Уффици. Можно ориентироваться и на более знаменитую флорентийскую пьяццу — Синьории, где возвышается дворец Веккьо и копия статуи Давида на его фоне. Справа от дворца вы увидите аркаду Уффици, пройдя под ней, выйдите к центральному входу. Один из фасадов галереи Уффици можно заметить с набережной реки Арно и даже моста Веккьо.

Другие варианты: остановки Condotta или Ghibellina Bargello — через них ходит маршрут C2. Можно заранее прикинуть по карте, какая из них ближе к галерее Уффици на ваш взгляд. От обеих придется пройти около 5-7 минут пешком.

Фотогалерея Уффици

Вопрос — ответ

Что такое онлайн-экскурсии и стоит ли их заказывать?

Это новый формат, придуманный то ли Tripster, то ли зарубежным Getyourguide. Многие соскучились по путешествиям и возможность побывать на вебинаре или пройти по улицам вместе с гидом в режиме «лайвстрим» — настоящий глоток свежего воздуха! Если на примере величайших музеев мира, то я лично прослушала экскурсию от искусствоведа из Флоренции о галерее Уффици. Что можно сказать? Ничего сверхестественного от нее ожидать не стоит, но это в десятки раз лучше, чем рассказ блогера-самоучки на ютубе, который запомнил пару фраз из википедии.

Екатерина, совместно с Трипстером разработавшая тур «По галерее Уффици с искусствоведом», закончила факультет Истории Искусств Флоренции и более 10 лет изучает итальянскую живопись. В основном эпохи Возрождения:

Онлайн-экскурсии по галерее Уффици

А это последние отзывы на вебинар Екатерины, прошедший 2 мая:

Отзывы на виртуальную экскурсию по Уффици

Сколько стоят билеты и где их купить?

Начнем с цен на входные билеты в Уффици (приобрести их можно на официальном сайте https://www.uffizi.it). Посещение галереи делится на два периода:

  • с 1 марта по 31 октября: полный билет — 20€, льготный — 10€. Общий билет «Уффици + дворец Питти + сады Боболи» — 38€ (21€ при наличии льгот);
  • с 1 ноября по 28 февраля: полный билет — 12€, льготный — 6€. Общий билет «Уффици + дворец Питти + сады Боболи» — 18€ (11€ при наличии льгот);

Можно приобрести абонемент на посещение Уффици за 50€. Или годовое посещение трех флорентийских музеев «Уффици + дворец Питти + сады Боболи» за 70€.

Есть способ оказаться в галерее Уффици «бесплатно»: для этого нужно приобрести Florence Card за 72€ на 72 часа. В радиус ее действия входит большинство музеев Флоренции, общественный транспорт. Если планируется насыщенная экскурсионная программа, то стоимость карты окупается довольно быстро.

Когда и как попасть в Уффици самостоятельно (часы работы)?

  • время работы музея Уффици: ежедневно, кроме понедельника. Также официальные выходные дни — 1 января и 25 декабря;
  • часы работы: с 8-15 до 18-50. Билетные кассы заканчивают работу в 18-05, двери закрываются для посетителей около 18-30.


Онлайн-экскурсия по Лувру — ТОП 15 картин
Куда поехать из Парижа на день самостоятельно — города / замки
Главные шедевры Орсе — рейтинг ТОП 12
Поездка из Парижа во дворец Версаль на поезде — как доехать
Лучшие французские вина — 10 регионов

Поделиться.

2 комментария

  1. Гена

    Айвазовский в десятке шедевров галереи Уфицци — это как Киркоров в списке лучших оперных теноров мира. Это за уши притянутый чебурашка. Микеланджело в десятку не включили, зато втюхали Айвазовского. Смешно

  2. SVETA RADCHENKO

    мы были в Уффици. остались всем довольны, кроме количества людей. Это атас!

Оставьте комментарий